Что такое маркетплейс и чем он полезен?

Маркетплейс (от английского market place) – это общепринятый в IT-сфере термин для обозначения интернет площадки для электронной коммерции. Однако в отличие от Интернет-магазина, в котором продавец или продавцы предлагают покупателям (заказчикам) свои товары или услуги (продукты), маркетплейс выступает для своих клиентов в роли посредника, целью которого является обеспечение оптимального взаимодействия продавцов и покупателей.

Для достижения этой цели маркетплейс предлагает продавцам функционал по продвижению, а покупателям, соответственно, функционал по поиску продукта. Кроме того, маркетплейс может выступать гарантом проведения сделок, а крупные маркетплейсы даже организовывать доставку и функционирование платежной системы обеспечивающей взаимные расчеты между покупателями и продавцами.

Ключевым отличием маркетплейса от Интернет-магазина является наличие множества ритейлеров, предлагающих широкий спектр схожих или даже одинаковых продуктов, что стимулирует возникновение ценовой конкуренции, а в конечном итоге приводит к установлению минимальных цен на продукты, реализуемых на маркетплейсе.

К числу наиболее известных маркетплейсов относятся такие известные Интернет-проекты, как eBay, Amazon, Aliexpress. В России по модели маркетплейса построены такие проекты как «Беру» от лидера IT отрасли компании Яндекс и «Ozon» от Mail.Ru Group.

Отдельная категория маркетплейсов – это площадки, предоставляющие информационные и/или цифровые услуги. Примером такой площадки является маркетплейс DigitalHelp, который позволяет заказчику найти исполнителя практически для любой digital-услуги – от создания сайта, до SEO продвижения и репутационного маркетинга. Еще одним примером является портал hh.ru (Headhunter), предоставляющий соискателям сервисы для поиска вакансий, а работодателям сервисы для поиска сотрудников. 

Классификация маркетплейсов

Как уже стало ясно, маркетплейсы классифицируют по услугам или товарам, которые реализуются с их помощью или по участникам. Относительно первой классификации все ясно – набор критериев для отнесения конкретной площадки к тому или иному виду зависит от цели исследования,  а вот вторая наоборот имеет жесткие критерии, согласно которых маркетплейсы классифицируются в соответствии с моделями взаимодействия его участников. Традиционно выделяют три модели такого взаимодействия:

  • B2B (business to business) – бизнес-участник реализует свой продукт другому бизнес-участнику. По такой модели в России построены , а за рубежом маркетплейс компании Alibaba Group.
  • B2C (business to customer) – бизнес участник реализует свой продукт обычному клиенту. Такая модель используется большинством маркетплейсов, например, уже упоминавшимися «Беру», «Ozon» и «Amazon».
  • C2C (customer to customer)  – обычные клиенты (не предприниматели) реализуют свой продукт друг-другу. Такую модель используют известные Интернет-проекты «Avito» и «Юла».
Теги: маркетплейс, digital-услуги, b2c, создание сайта, SEO
Следующая статья: Как модернизировать сайт (часть I - подготовка)
Предыдущая статья: Основные требования к CRM для строительного бизнеса

Комментарии:

Вы можете оставить комментарии от своего имени, через сервисы представленные ниже:

Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

Комментарий:
Введите символы:
captcha Обновить