Как работает система государственных закупок Украины?
Практически ежедневно каждый из нас сталкивается с результатами работы автоматизированных систем. В любом крупном городе эти системы окружают нас всюду: водо- и электроснабжение, управление движением автомобильного, железнодорожного и авиатранспорта, управление деятельностью промышленных предприятий любого уровня. Любой банк обладает банковской информационной системой, способной обрабатывать от сотни тысяч до десятков миллионов транзакций в день. Вся эта огромная инфраструктура создана и продолжает развиваться с одной целью – повысить эффективность функционирования субъектов экономической деятельности.
Отрасль государственного управления также, а может и в большей степени, нуждается в автоматизации своей деятельности. Глобализация превращает государства в огромные корпорации, которые в борьбе за экономические ресурсы предпринимают беспрецедентные меры, направленные на повышение эффективности своего функционирования. Как и любая корпорация, государство, прежде всего, должно заботиться об эффективности своих расходов. Пренебрежение этим, приводит к тому, что даже богатые страны имеют проблемы сбалансированности своих бюджетов.
Средства консолидированного государственного бюджета, без должного контроля, будут утекать сотнями миллионов потоков без всякой пользы. Мировой опыт показывает, что государственные расходы могут быть эффективными, только если обеспечивается прозрачность осуществления этих расходов на протяжении всего их жизненного цикла.
Таким образом, автоматизация государственных закупок является одной из важнейших задач, которая с разной степенью успеха решается во многих странах. Естественно, что все эти решения обладают уникальными характеристиками и имеют как схожие черты, так и отличия. Опыт создания государственных систем в странах – экономических лидерах очень подробно изучается специалистами в области государственного управления других стран в целях заимствования наиболее успешных решений.
Также интересен опыт Украины, которая, несмотря на период политической нестабильности и экономических трудностей, прилагает серьезные усилия по построению всеобъемлющей системы государственных закупок. Украинская система, которая называется ProZorro имеет несколько технологических особенностей, которые заставляют с интересом наблюдать за результатами ее внедрения.
Прежде всего, уникальность украинской системы заключается в том, что она построена по принципам open source и имеет открытый код согласно лицензии Apache 2.0. Авторские права и непосредственно система переданы государству в декабре 2015 года. Оператором системы выступает государственное предприятие «Прозорро» (до переименования – «Зовништоргвыдав»).
Юридическое сопровождение создания ProZorro обеспечивалось сотрудниками неправительственной международной организации Transparency International.
Начиная с 1 сентября 2016 года все государственные и муниципальные украинские заказчики обязаны проводить закупки только через площадки, прошедшие аккредитацию Министерством экономического развития и торговли Украины, и интегрированные с Prozorro.
Выбор конкретного портала закупок – это выбор конкретного заказчика, который он делает основываясь на свои потребности и удобство предоставляемых сервисов. Познакомиться с примером аккредитованного портала закупок можно по следующему адресу: https://tender.uub.com.ua/ru/pro-prozorro/tender-na-zapravku-kartrydzhiv-v-prozorro.
Надо сказать, что функционально аккредитованные площадки отличаются несущественно и предоставляют стандартные возможности для организации процедуры проведения тендерных процедур в соответствии с требованиями законодательства.
Для подачи заявки на участие в закупочной процедуре заказчику требуется зарегистрироваться на аккредитованном сайте, причем такая регистрация – бесплатна. Далее объявления о покупке будут опубликованы на всех электронных площадках системы Prozorro. Таким образом, обеспечивается информирование максимального количества возможных участников закупки, что в свою очередь способствует конкуренции и получению наиболее выгодных предложений.
Философия системы, согласно официальному меморандуму, основывается на трех столпах, которые кратко можно выразить следующим образом:
- гибридная архитектура, которая позволяет организовать эффективное взаимодействие между центральным государственным модулем и коммерческими площадками, когда вся имеющаяся информация в центральной базе данных транслируется через площадки, которые отвечают за привлечение и обслуживание клиентов;
- максимальная прозрачность;
- упор на сотрудничество между тремя основными бенефициарами системы: бизнесом, государством и гражданским обществом.
Следующая статья: Последние тенденции на рынке ноутбуков
Предыдущая статья: Интернет маркетинг: внутренняя оптимизация сайта (часть 2)
Комментарии:
Вы можете оставить комментарии от своего имени, через сервисы представленные ниже: